Спрос на электронные услуги Росреестра растет с каждым годом

 

В 2020 году в России начался новый этап цифровизации госорганов. Росреестром, как и прочими ведомствами, утверждены основные этапы реализации своей программы цифровой трансформации. Ее ключевые задачи - увеличение доли государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг Росреестра.

Необходимо отметить, что Росреестр всегда уделял большое внимание развитию своих сервисов для оказания услуг в электронном виде.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. По состоянию на 01.10.2021 доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде, составляет порядка 40% от общего числа заявлений. Более 90% всех сведений из  Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также предоставляется в электронном виде».

Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: возможность получить услугу в любом удобном месте и время; отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов многофункционального центра, исключение так называемого человеческого фактора; сокращение сроков регистрации, снижение стоимости.

Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.

При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде предоставляется скидка 30% от размера пошлины.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет». Данный сервис позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.

Посредством сервиса «Личный кабинет» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю. 

Таким образом, на сайте Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства. Электронные сервисы позволяют напрямую обратиться в Росреестр из дома или офиса, без участия посредников, тем самым сберечь личное время и сэкономить средства.

 


 

 

Как проверить информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская: «Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости.

Важно отметить, что в рамках выдачи общедоступных сведений у третьих лиц не окажутся персональные данные собственников.

Проще говоря, перед проведением сделки гражданин может запросить информацию об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что он принадлежит именно этому продавцу, что объект не находится в залоге, под арестом и так далее. При этом, если заявитель не является собственником объекта недвижимости, то он не сможет получить данные о содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимости, а также список объектов, которые принадлежат иному лицу.

Для получения общедоступных сведений об объектах недвижимости в режиме реального времени можно воспользоваться специальным электронным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», ссылка на который размещена на главной странице официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости можно узнать актуальные сведения об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости (без указания реквизитов документов, на основании которых зарегистрированы ограничения/обременения).

Важно! Сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» является информационно-справочным ресурсом, предназначенным для просмотра данных об объекте. Сведения, представленные сервисом, не могут являться основанием для проведения каких-либо юридически значимых процедур и могут использоваться только в качестве справочной информации.

В дальнейшем, для получения официальной информации об объекте недвижимости необходимо получить заверенную выписку из ЕГРН, заполнив соответствующую форму в разделе «Предоставление сведений ЕГРН» Личного кабинета официального сайта Росреестра или обратившись в приемные пункты многофункционального центра».

 


 

 

Распоряжение земельным участком несовершеннолетнего, находящимся у него в аренде

 

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Полагаем возможным обратить внимание на следующие положения действующего законодательства, которыми будет руководствоваться государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации сделки, связанной с распоряжением земельным участком несовершеннолетнего, находящимся у него в аренде.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о регистрации сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Таким образом, сделка по уступке прав по договору аренды, по которой стороной, уступающей права и обязанности по такому договору, является несовершеннолетний гражданин, подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГК РФ).

При этом, ст. 37 ГК РФ установлено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Следовательно, для совершения сделки по уступке прав по договору аренды, по которой стороной, уступающей права и обязанности по такому договору, является несовершеннолетний гражданин, необходимо разрешение органа опеки и попечительства.

Аналогичные требования применимы и к соглашению о расторжении договора аренды.

 

 


 

 

Осуществление государственного земельного надзора в отношении граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей

 

Надзор необходим, чтобы оценивать соблюдение гражданами, юридическими лицами и ИП обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пп. 1 п. 2 ст. 71 ЗК РФ).  Росреестр и его территориальные органы проверяют соблюдение требований, перечисленных в п. 5 Положения о земельном надзоре, в отношении земель всех категорий (п. 6 этого Положения). К ним относятся, в частности, требования: о недопущении самовольного занятия земель (участка или его части), в том числе их использования лицом, не имеющим на них законных прав; использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию; обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях; исполнении предписаний Росреестра (его Надзор осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование посредством размещения сведений на сайтах органов надзора в Интернете и СМИ; обобщение правоприменительной практики посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах; объявление предостережений в случае, например, наличия у органа надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований; консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий; профилактический визит в форме беседы по месту осуществления вами деятельности или по видео-конференц-связи;

Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Проводимые контрольно-надзорные мероприятия:

·   наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля);

·   выездное обследование, инспекционный визит. Он может длиться не более одного рабочего дня на одном объекте (на месте нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица). При визите могут использоваться средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязь. В рамках инспекционного визита может проходить, в частности, инструментальное обследование;

·   рейдовый осмотр. Взаимодействие с одним контролируемым лицом продолжается не более одного рабочего дня. Мероприятие согласовывается с органами прокуратуры (есть исключения). При рейдовом осмотре могут провести досмотр, экспертизу и др.;

·   документарная проверка. Она длится до 10 рабочих дней. Согласование с органами прокуратуры не требуется. В ходе ее проведения могут истребовать документы, провести экспертизу и др. Не могут требовать представить сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и те, которые надзорный орган может получить от иных органов;

·   выездная проверка. Срок ее проведения - не более 10 рабочих дней. Она проводится только в определенных ситуациях и, как правило, по согласованию с органами прокуратуры. В ходе проверки могут затребовать письменные объяснения, провести испытание. Выездная проверка может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона N 248-ФЗ).

 В случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом, орган государственного надзора (его территориальный орган) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, направить информацию об этом в соответствующий государственный орган, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предупреждению нарушений, рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований.

 


 

 

Личный кабинет кадастрового инженера обновлён на сайте Росреестра

 

Функционал сервиса «Личный кабинет», в том числе и личного кабинета кадастрового инженера, на сайте Росреестра недавно был расширен, в результате чего можно выделить ряд преимуществ:

- возможность получения услуги из любой точки России, отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов многофункциональных центров;

- возможность предварительно проверить межевой и технический планы, карт-планы территории и акты обследования, выявлять наличие пересечений границ земельных участков;

- возможность отслеживать статус исполнения государственных услуг и сведения о своих объектах недвижимости.

«Регистрация в личном кабинете кадастровых инженеров на сайте  Росреестра и подача документов в электронном виде позволит более оперативно осуществлять государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а также минимизирует количество приостановлений учетных действий, что позволит улучшить доступность государственных услуг, оказываемых Управлением», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

Предоставление информации из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства

 

Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.

К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность). Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).

Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае: наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя; отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица. Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются: отсутствие запрашиваемых документов ГФД; отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД; отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.

 

 

 

Просмотров: 841
Источник: Управление Росреестра по Томской области